Районная  научно-практическая  конференция  школьников «Первые  шаги  в  науку»

Секция  КРАЕВЕДЕНИЯ  и  ТУРИЗМА,  КУЛЬТУРОЛОГИИ

 

 

                                                                                          Выполнили: Якушенко  Светлана,

                                                                                                                  Сафарова   Юлия,

                                                                                                                  МКОУ-Чингисская  средняя 

                                                                                                                  общеобразовательная  школа,

                                                                                                                                 9 класс

 

 

                                                                                                   Научный  руководитель:

                                                                                          Малышева Ольга  Владимировна,

                                                                                          учитель  физики

                                                                                          первой квалификационной категории

 

 

 

 

с.Чингис, 2014 г.

 

 

-  2  -

 

 

О Г Л А В Л Е Н И Е

 

 

1. Введение.......................................................................................с. 3

2. Основная  часть

            а) юные  годы.......................................................................с.4

                     б) начало  взрослой  жизни..................................................с.5

                в) о  семье…………………………………………………..с.7

                г) как  работали  и  отдыхали  учителя...............................с.9

                д) вот  и  пенсия....................................................................с.11

                е) что  показало  анкетирование………………………….с.13

   3. Заключение................................................................................... с.14

 

 

-  3  -

 

 

В В Е Д Е Н И Е

 

       Живут  в  нашем  селе  замечательные  женщины - ветераны  педагогического  труда:  Зоя  Михайловна  Курочкина  и  Мария  Ивановна  Феоктистова.  Они  давно  на  заслуженном  отдыхе,  и  мы  хотим  рассказать  об  их  жизни  и  работе,  чтобы  молодое  поколение  знало  и  помнило  о  наших  односельчанах,  тех,  кто  не  один  десяток  лет  добросовестно  трудился  на  благо  своей  Родины.

      ЦЕЛЬ  работы: показать,  что  необходимо  сохранять  добрую  память  о  людях,

                                   живущих  рядом, об  их  многолетнем  труде.

      ЗАДАЧИ:   1. выявить  и  описать  основные  этапы    жизненного  пути 

                               Зои  Михайловны  и  Марии  Ивановны;

                           2. провести  анкетирование;

                           3. подготовить  презентацию;

                           4. познакомить  с  этой  работой  учащихся  нашей  школы.

 

-  4  -

 

ЮНЫЕ   ГОДЫ

 

       Зоя  Михайловна  Курочкина (в  девичестве  Севастьянова)  родилась  29  января  1927 года  в  селе  Чингисы. Сначала   училась  в  начальной  школе,  которая  была  на  месте  нынешнего  клуба,  потом  -  в школе-семилетке  на  острове. 8-9 классы заканчивала  в  Спиринской  школе.  

       Мария  Ивановна  Феоктистова    девичестве   Валуева)    родилась 11  ноября  1925 года  в  деревне Николаевка   Оренбургской  области.  В  1934  году  семья  переехала  в  Чингисы,  где  жили  родственники  матери. Здесь  Мария  пошла  в  1 класс  в  начальную  школу  на  месте  теперешнего  клуба.

       И  вот   с  5-го класса в  школе-семилетке  на  острове  стали  учиться  вместе  две  девочки  -  Мария  и  Зоя.  Детей в  школе  было  много  -  по  40  человек  в  классе.

      Мария  Ивановна:

-  Когда  училась  я  в  пятом  классе,  готовили  мы  фестиваль  союзных  республик. В  то  время  республики  ещё  только  присоединялись  к  России.  Вместе  с  пионервожатой  мы  готовили  костюмы  разных  народов,  а  делать-то их  было  не  из  чего. Запомнилось,  что  долго  искали,  из  чего  сделать  узбекский  костюм…

 

-  5  -

 

НАЧАЛО   ВЗРОСЛОЙ   ЖИЗНИ

     После  окончания  школы  пути  подруг  ненадолго  разошлись:  Мария  уехала  в  город  Камень  поступать  в  педучилище (училась  4 года),  а Зоя  поступила  в  Бердское  педучилище  (приняли  на  второй  курс,  училась  2 года).        

     Мария  Ивановна:   «В  сентябре  не  учились,  посылали  работать - разгружать  дрова;  ездили  в  деревню  копать  картошку,  свёклу,  морковь.   Жили  в  общежитии,  но потом  оно  сгорело,  жили  на  квартирах.  Все  4  года  я  была  старостой группы.  А  после  1-го  курса  проходили  практику,  очень  были  хорошие  педагоги,  эвакуированные  из  Ленинграда».

 

        И  вот  учёба  закончена...  Мария  Валуева  окончила  училище  в  1945  году  и  её  вместе  с двумя  чингисскими девушками - Елизаветой  Иконниковой  и Анфисой  Дербиловой - направили  в  Панкрушиху,  но  им  так  хотелось  вернуться  в  родные края!  Поэтому  они  поехали  в  Ордынск  и  пошли  на  приём  к  заведующему роно  с  просьбой:  "Хотим  в  своём  районе  работать!"  Заведующий  был  очень  рад  молодым  кадрам  и   направил их  в  село  Малоирменка.  Дали  Марии  четвёртый  класс. 

       Зоя  окончила  училище  в  1947  году;  получила  распределение  в  село  Верх-Ирмень,  где  проработала  один  год. 

 

     ...В  двадцать  лет людям  свойственно  влюбляться даже  в  такие  тяжёлые  послевоенные годы.  Наши  героини  встретили  на  своём  жизненном пути  хороших  чингисских  парней  и  вышли  замуж:  Мария  в  1946 году  стала  Феоктистовой,  а  Зоя - в 1948 году  стала  Курочкиной.

 

-  6  -

 

   

 

Мария  и  Александр Феоктистовы 

 

        Сначала  Феоктистовы  жили  в  посёлке  Стахановском  недалеко  от  Чингисов,  а  в  1949-м  переехали  в  Чингисы,  Марию  Ивановну  пригласили  работать  в школу на  острове.

      Курочкины  же  переехали  в Черепановский  район, затем  в  село  Кирза,  а   с  1955 года  стали жить  в  Чингисах,  где  Зоя Михайловна  начала работать  в  школе на  берегу.

 

-  7  -

 

О  СЕМЬЕ

 

         Зоя  Михайловна  дважды  выходила  замуж.  У  неё  двое  детей:  дочь  Нина   и  сын Николай (служил  в  милиции);  трое  внуков – Ваня,  Миша  и  Настя, двое  правнуков.

         

На  снимке  -  Нина  Курочкина (Жукова) 

 

       У  Марии  Ивановны  одна  дочь Ольга,  двое  внуков – Игорь  и  Ваня,   правнуков  пока  нет.

              

На  снимке  -  Ольга  Феоктистова (Черепанова)            

 

        С  малых  лет  девочки  видели,  как  работают  мамы,  знали  положительные  и  отрицательные  стороны  учительской  работы,  понимали,  что  эта  работа – неотъемлемая  часть    жизни  их  мам,  что  маленькие  ученики  не  менее  важны  для  них,  чем  родные  дети.  А  ведь  у  сельского  учителя  не  только  работа  и семья, в  те  времена  у  всех  были  большие  огороды  и,  конечно,  домашний  скот.  На  всё  нужны  были  время  и  силы.  И  ведь  всё  успевали!  Мамы  были  примером  для  Оли  и  Нины.

-  8  -

               Девочки  отлично  учились  в  школе,  помогали  дома  по  хозяйству  родителям,  участвовали  в  общественных  делах,  в  том  числе  в  спортивных  соревнованиях.

                      На  снимке:  1964 г.,  8 класс  перед  соревнованиями  на  лыжах.

                        Первая  слева – Нина  Курочкина,  третья – Оля  Феоктистова.

                               .

             И  неслучаен тот  факт,  что  в  обеих  семьях  дело  своих  матерей  продолжили  дети:  дочь  Зои  Михайловны  Нина  стала  учителем  иностранного  языка,  а  дочь  Марии  Ивановны   Ольга  -  учителем  русского  языка  и  литературы.

               Сейчас  они  тоже  пенсионерки. И  уже  внуки  наших  героинь выросли  и  стали  достойными  людьми  и  хорошими  специалистами.

На  снимке  внуки:  Игорь  Черепанов

и  Ваня  Жуков

 

-  9  -

КАК   РАБОТАЛИ   И  ОТДЫХАЛИ   УЧИТЕЛЯ

 

 

          В  50-е  годы  встал  вопрос  о  строительстве  новой  школы,  так  как  детей  было  много,  помещений  не  хватало.  Несколько  лет  строили  школу,  и  вот  -  торжественное  открытие  десятилетки  в  праздничный  день – День  сталинской  Конституции – 5  декабря…  Интересно,  что  право  разрезать  красную  ленточку  на   открытии  школы  было   предоставлено  отличнице  из  пятого  класса  Феоктистовой  Оле.  Она  же  выбрала    кабинет  для  своего  класса.  Этот  день,  конечно  же,  запомнился  на  всю  жизнь!

         Учеников  было  много – 500 человек,  учились  в  две  смены.  Позже  пристроили  ещё  несколько  помещений:  кабинет  директора,  несколько  классов,  затем  -  спортзал;  причём  школьники   активно  помогали  в  строительстве.

 

 

-  10  -

 

      

                          1959 г.                                                    1964 г.

 

              Как  и  все  советские  люди,  учителя  отмечали  самые  главные  праздники  страны:  7  ноября,  1  Мая,  Новый  год.

              На  снимках - учителя  на  народных  гуляниях  в  день  весеннего  праздника - Первомая.  Чаще  всего  жители  села  собирались  на  полянке  напротив  Каменной горки:  пели  песни,  общались.  На  этой  же  поляне  жгли  костёр  в  день  Пионерии  19  мая - собирались  школьники  с учителями,  вожатые  проводили  торжественную  линейку,  потом - игры,  эстафеты.  До  сих  пор  здесь  среди  травы  виден  контур  звезды,  внутри  которой  разводили  большой  пионерский  костёр.

              Учительский  коллектив  в  те  годы  был  большой – около  двадцати  человек;  работали  в  две  смены,  работали  дружно,  опытные  учителя  помогали  во  всём  молодой  смене:  как  написать  план  урока,  какие  применить  методы  на  уроках,  как  заинтересовать  учеников...  И  большинство  ребят  стремились  к  знаниям;  самыми  страшными  наказаниями  были:  исключить  на  какой-то  срок  из  школы  или  оставить  на  второй  год. 

            Развлечений  в  селе,  конечно,  было  мало.  Вспоминают  наши  ветераны,  как  пришло  в  глубинку  телевидение:  один  из  первых  телевизоров  купили  супруги  Курочкины.  Соседи  приходили  смотреть  передачи,  приходили  как  на  праздник – телевизор  был  диковинкой. Лишь  в  60-е  годы  стали  появляться  телевизоры  в  домах  сельчан. 

 

 

-  11  -

 

ВОТ  И  ПЕНСИЯ

 

       Более  сорока  лет  отдала  каждая  из  наших  героинь  любимому  делу –   они  учили  малышей  читать,  писать,  считать.  Давно  они  уже  на  заслуженном  отдыхе.

     

                              На  снимке:  Зоя  Михайловна  и  Мария  Ивановна 

                                     на  вечере  встречи  выпускников  в  2012 году

 

        В  последние  годы  они  почти  никуда  не  ходят:  ведь,  как  говорится,  разменяли  девятый  десяток,  ноги  болят,  разные  болезни  навалились,  но  эти  женщины  не  теряют  бодрости  духа:  всегда  приветливо  встречают  тех,  кто  их  навещает,  дают  советы  молодым,  рассказывают  о  своей  жизни,  о  своей  работе.  Представьте,  на  любой  старой  фотографии  они  называют  по  имени  и  фамилии  почти  всех  своих  учеников,  многие  из  которых  уже  давно  бабушки  и  дедушки.

        На  селе  их  не  забывают:  поздравляют  с  праздниками,  приглашают  на  встречи,  школьники  приходят,  помогают  складывать  дрова.

 

-  12  -

 

    Бывшие  ученики  с  благодарностью  вспоминают  своих  учительниц.

Лопатина Светлана Алексеевна,  заведующая  Чингисским  почтовым  отделением: 

-  Меня  учила  Зоя  Михайловна.  Была  она  для  каждого  из  нас  второй  мамой:  зимой,  например,  укутывала  потеплей  после  уроков,  чтоб  не  замёрзли  по  дороге  домой;  летом  ежедневно  в  походы  ходили,  еда  была  немудрёная – картошку  пекли,  компот  варили.  На  уроках  относилась к  ученикам   по-доброму,  внимательно;  очень  любили  её.  И  по сию  пору  мы  навещаем  свою  учительницу,  помогаем,  чем  можем,  поддерживаем  связь.  Старшую  мою  дочь  Ирину  тоже  она  учила…  

Апарин  Виктор  Петрович, начальник АТС:

-  С первого по четвёртый класс учился  я  у  Марии  Ивановны.  Только  хорошие  воспоминания  о  моей  первой учительнице.  Запомнился  такой  момент:  нарисовал  как-то  на  уроке  домик  с  разными  занавесками - одна  красная,  другая  зелёная,  а  Мария  Ивановна  поставила  пятёрку,  потому  что  видела,  что  очень  старался.

Кирьянов  Геннадий  Дмитриевич,  пенсионер:

-   Я  учился  и  у  Марии  Ивановны  и  у  Зои  Михайловны;  обе  учительницы  строгие и  справедливые.  Хорошо  помню  летние  походы  с  учителями:  ловили  рыбу,  варили  уху,  играли...

Иконников  Михаил  Александрович,  пенсионер:

-  Моей  первой  учительницей  была  Мария  Ивановна.  Сохранились  о  ней  только  хорошие  воспоминания,  ведь  читать,  писать  научила  именно  она -  добрая  и  в  меру  строгая. А  без  строгости  нельзя,  с  возрастом всё  больше  это понимаешь…

     

 

-  13  -

 

ЧТО  ПОКАЗАЛО  АНКЕТИРОВАНИЕ

            В  завершение  работы  мы  провели  опрос  взрослых  и  учеников.  Всего  в  опросе   участвовали    24   человека,  из  них  взрослых  -  16,  учащихся  -   8.           Вопросов  было  два:

1)     Помните  ли  Вы  свою  первую  учительницу? 

2)     Кого  из  учителей-ветеранов  (жителей  нашего  села)  Вы  знаете?

            Результаты  анкетирования    таковы:

§  все  опрошенные  помнят  по  имени-отчеству  своих  первых  учителей;

§  большинство  участников  опроса  называли  фамилии  четырёх  и  более

учителей,  много  лет  работавших  в  нашей  школе;

§  фамилии  наших  героинь  назвали  20  человек  из  24  опрошенных!

           Мы  рады,  что  люди  помнят  тех,  кто  их  учил;  благодарны  своим  учителям,  а  это  значит,  что  учительский  труд  не  пропал  зря.

 

На  снимке:  Мария  Ивановна  на  уроке.

 

-  14  -

 

З А К Л Ю Ч Е Н И Е

 

           В  своей  работе  мы  рассказали  об  учительницах,   судьбы  которых  тесно  переплелись  с  судьбами  большинства  жителей  нашего  села.  Ведь  Мария  Ивановна  и  Зоя  Михайловна,  как  говорится,  дали  путёвку  в  жизнь  нескольким  поколениям  чингисцев. Если  задуматься,    их  бывшим  ученикам  по  40,  50  и  даже  60  лет.

           И  все  их  помнят,  говорят о  них  с   глубоким  уважением.

           Помнят  и  других  учителей,  о  жизни  и  самоотверженной  работе  которых  тоже  можно писать  и  рассказывать  молодым.       

 

          Хочется,  чтобы    труд  учителей,  их жизнь  не  канули  в  Лету - реку  забвения,  чтобы  они  были  примером  для  следующих  поколений.

                                 «НЕ  СМЕЙТЕ  ЗАБЫВАТЬ  УЧИТЕЛЕЙ!»